Учебные правила в ФШ в 2017-18 учебном году


1. Учеба — главное дело всех филипповцев. Эти правила содержат взаимные обязательства, которые помогают нам собраться с силами и организовать себя для этой непростой работы. При этом основная часть учебной жизни в ФШ регулируется неформальными договоренностями учеников и учителей, основанными на взаимном доверии и уважении.



Предварительная информация о требованиях учителей



2. Учителя ФШ обязаны в начале занятий сообщить свои требования в виде анонса курса:

1) предмет, класс, ИОФ учителя;

2) основные и дополнительные учебники и пособия;

3) несколько слов об особенностях курса и вашего преподавания;

4) основные темы и последовательность их изучения;

5) требования по готовности к уроку (что должно быть у ученика на каждом занятии);

6) принципы оценивания текущей работы и формирования итоговой оценки;

7) требования к самостоятельной (домашней) работе, периодичность ее проверки;

8) предпочтительный способ связи с учителем (телефон, почта), день дополнительных занятий;

9) несколько слов об экзамене, практике, тематической поездке (если они планируются);

10) рекомендации по дополнительному чтению, посещению музеев и т.д.

3. Учителя ФШ вправе выбрать собственную систему оценивания результатов и сформулировать свои правила оформления работ и организации контрольных событий. Для этого их нужно сформулировать письменно до начала учебного года и сообщить ученикам в недельный срок после начала занятий.

4. Учителя должны предоставить ученикам список и примерный график зачетных и контрольных работ для каждого модуля в течение первой рабочей недели. После объявления список зачетов может быть скорректирован только в сторону уменьшения.

5. Требования учителя должны обеспечивать продуктивную регулярную работу учеников при их добросовестном отношении к делу и не должны быть унизительны или деструктивны.

Зачетная система и оценка работы

6. Зачеты — основа контроля учебной работы в ФШ. Зачетная работа предполагает повторение и осмысление учебного материала.

7. Зачетной может объявляться любая работа независимо от формы (письменные работы, устные зачеты, проекты, набор выполненных заданий).

8. Преподаватель может объявить набор требований для допуска к зачету.

9. Зачет — такая работа, которую нельзя не сдать. Получение зачета свидетельствует о хорошем освоении учеником содержания предмета. Поскольку цель обучения в ФШ именно такова, учитель вправе добиваться нужного результата, направляя плохо подготовленного ученика на пересдачу. Количество пересдач обычно ограничено тремя. Ученик вправе потребовать комиссию для сдачи. В исключительных случаях преподаватель вправе допустить большее число пересдач или продлить их срок.

10. Преподаватели могут вести зачетные ведомости в электронном виде. По требованию классного руководителя она может быть сформирована в бумажном виде, заверяться печатью и храниться у секретаря.

11. Преподаватель вправе отказаться от использования зачетов в связи со спецификой предмета или особенностями его преподавания.

12. Текущие оценки выставляются преподавателем в электронный журнал. В конце каждого промежуточного модуля (1-ого, 3-ого, 5-ого) также выставляются модульные оценки. Модульные и триместровые оценки в электронном журнале при необходимости сопровождаются комментариями учителя. За 2 недели до конца триместра проводятся родительские собрания в форме консультации с преподавателями. Неудовлетворительные модульные и триместровые оценки должны быть обязательно прокомментированы учителем.

13. Неудовлетворительные текущие оценки могут быть как «закрыты» более высокими, так и исправлены. В связи с этим оценки в электронном журнале могут меняться со временем. Учителя вправе устанавливать свои правила исправления текущих оценок (например, разрешать исправлять их только на следующем дополнительном занятии или в течение недели после получения), а также понижать оценку за работу, представленную не вовремя.

14. Преподаватель, не выставляющий текущие оценки в электронный журнал, лишается права требовать ликвидации недоделок по текущим работам, так как обязательность должна быть взаимной.

15. Текущие оценки должны быть выставлены в журнал не позднее, чем через неделю после сдачи работы.



Балльные системы оценок



16. В 5-7 классах школы используется, как правило, традиционная пятибалльная система оценки. «0» может ставиться за невыполненную работу. За списанную работу ставится «единица».

17. В 8-11 классах используется, как правило, десятибалльная система оценки:

«0» - работа не сдана

«1» - работа списана

«2» - очень плохо, почти ничего не сделано

«3» - заметны усилия, но результат недостаточен для зачёта

«4» - минимальная удовлетворительная оценка, слабо

«5» - посредственно

«6» - терпимо

«7» - неплохо

«8» - хорошо

«9» - отлично

«10» - блестяще


Для итоговых оценок в ЭЖ существует особый знак, отличный от "0" (неаттестация, тревожное положение дел). Это знак "*". Предполагается, что преподаватель ставит его в том случае, если у ученика есть отдельные несданные работы, но в целом ситуация благополучная, ученику может быть поставлена положительная оценка, административное вмешательство не требуется.

18. При использовании десятибалльной системы оценки перевод в пятибалльную осуществляется только при необходимости выставления оценок в документы государственного образца. В этом случае нечетные оценки (5, 7, 9) соответствуют «полным» тройке, четверке и пятерке соответственно. Четные оценки (4, 6, 8) толкуются в пользу ученика также как три, четыре, пять. Школьные триместровые, годовые и итоговые оценки выставляются по десятибалльной системе.



Триместровые и итоговые оценки



19. Ученик, не имеющий всех необходимых зачетов, не может получить положительную триместровую оценку.

20. Предварительные триместровые оценки выставляются не позднее понедельника последней рабочей недели, поэтому зачетные события по возможности проводятся до этого времени. В течение недели оценки могут исправляться, при этом последний срок сдачи письменных работ - среда (преподавателю необходимо время на проверку). Учитель вправе пользоваться собственной методикой выведения триместровых оценок (среднее арифметическое, взвешенная средняя и т.п.), которая должна быть объявлена и разъяснена заранее.

21. Триместровые оценки фиксируются в пятницу последней рабочей недели. При неудовлетворительной оценке ученик сдает дополнительный экзамен, вопросы к которому получает в тот же день - пятницу, предшествующую каникулам. В течение каникул составляется график дополнительных экзаменов, которые проходят сразу после каникул. 

22. При невыставленных вовремя триместровых оценках по умолчанию считается, что эти оценки положительные.

23. Ученик, пропустивший в результате болезни более половины учебного времени, может быть «не аттестован по болезни» в триместре. Для перевода в следующий класс положительная годовая оценка и в этом случае необходима.

24. На основании триместровых оценок выводится годовая оценка.

25. Итоговая оценка за год определяется годовой оценкой и оценкой за экзамен, если он предусмотрен. Учитель вправе определять соотношение весов обеих оценок в итоговой.



Внутренние экзамены



26. Внутренние школьные экзамены проводятся с целью обобщения и повторения изученного, проверки знаний и умения применять приобретенные навыки, связно излагать свои мысли, формулировать и отстаивать собственное мнение.

27. Экзамены в ФШ могут проходить в устной, письменной и комбинированной форме, но не в форме теста.

28. Решение о проведении экзаменов, времени проведения с точностью до месяца, наборе предметов, по которым сдаются экзамены, и их форме принимаются методическим советом школы, утверждаются директором и объявляются не позднее 15 сентября.

29. Программа экзамена составляется учителем и утверждается кафедрой. В программу внутреннего экзамена, как правило, включается материал, изученный в текущем учебном году. Материал, изученный ранее, может быть вынесен на экзамен при условии выделения уроков для повторения.

30. Утвержденная программа экзамена публикуется не позднее, чем за месяц до экзамена.

31. Расписание экзаменов и графика консультаций объявляется не позднее, чем за 2 недели до их проведения.

32. Для проведения экзамена приказом директора назначается комиссия, состоящая из председателя, экзаменующего учителя и ассистента, а также, при возможности, классного руководителя.

33. Если ученик не согласен с положительной оценкой, он может просить о пересдаче. В этом случае допускается единственная пересдача.

34. Если ученик не сдал экзамен, назначается пересдача. При повторной неудаче ученик имеет право пересдать экзамен новой комиссии. Оценка за третью попытку является окончательной. Таким образом, экзамен можно пытаться сдать не более трех раз.

35. Все экзаменационные пересдачи должны быть завершены до 25 июня.



Ликвидация пробелов и недоделок



36. Если ученик не аттестован в триместре, т.е. у него стоит неудовлетворительная оценка, он должен исправить ее за время каникул. Но если преподаватель не проставил итоговую оценку до 18:00 последнего учебного дня триместра, то претензии ученику не могут быть предъявлены (т. е. считается, что оценка неизвестна, но она наверняка удовлетворительная).

37. В исключительных случаях (болезнь ученика или преподавателя, незаполненность журнала более чем на 30% и т.п.) сроки исправления триместровой оценки могут быть увеличены.

38. Если по состоянию на первый учебный день нового триместра оценка не исправлена, то на первой учебной неделе назначается экзамен по материалу за соответствующий период. 

39. Если экзамен успешно сдан, то за триместр ставится положительная оценка. Если экзамен не сдан, то триместровая оценка «фиксируется», т.е. увеличивается вероятность получить неудовлетворительную годовую оценку, что, в свою очередь, приводит к необходимости сдавать экзамен по всему годовому курсу.

40. Срок для устранения всех недоделок и получения необходимых зачетов за третий триместр — 31 мая. Для выпускных классов (9 и 11) сроки могут быть скорректированы по решению методсовета. В исключительных случаях по решению методического совета сроки сдачи зачетов могут быть продлены до 25 июня. Ученику необходимо лично присутствовать на методическом совете и обосновать свою просьбу о продлении срока сдачи.


41. Неудовлетворительная годовая оценка (по состоянию на 25 июня) является основанием для постановки вопроса об отчислении ученика из школы.



Требования академической честности



42. ФШ придерживается строгих требований к академической честности, зафиксированных в школьной Академической декларации.

Списанные работы и работы с неоформленными заимствованиями и скрытым цитированием не принимаются к рассмотрению, за них выставляется «1» балл («единица»). Неоднократные подобные проступки влекут за собой исключение из школы. 



Общешкольный и внешний контроль



43. Общешкольные и кафедральные проверочные и контрольные работы и события служат для контроля качества работы учителей и учеников в течение года. Они могут быть как плановыми, так и экстренными. Регулярные проверочные события должны содействовать неоднократному повторению особенно важного материала для его более прочного усвоения. Проверка знаний может быть доверена учителям кафедры и ученикам-консультантам.

44. ФШ участвует в системе городских контрольных работ «Статград», конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

45. ФШ также может приглашать в качестве экзаменующих экспертов преподавателей других школ и университетов.



Индивидуализация требований



46. Учитель вправе самостоятельно изменять форму, сроки и содержание зачета в связи с индивидуальными особенностями и обстоятельствами ученика. Сообщение о таких изменениях направляется в администрацию.

47. Для аналогичного решения в отношении внутреннего экзамена по предмету требуется решение методического совета школы.

48. В необходимых случаях ученику может быть предложен индивидуальный учебный план, который может включать изучение дополнительных предметов, углубленное изучение ряда предметов, программу дополнительного чтения, самостоятельные и творческие работы, подготовку к олимпиадам, конкурсам и конференциям, другой формат освоения основных предметов, отличные от обычных формы контроля. Ученику, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, обязательно назначается индивидуальный наставник. Решение о переводе ученика на индивидуальный учебный план принимает методический совет и утверждает директор школы.

49. В 9-11 классах ФШ все учащиеся учатся по индивидуальным планам.



Пропуск занятий



50. Если индивидуальный учебный план не предусматривает иное, учеба в ФШ предполагает регулярное посещение занятий.

51. Если у ученика возникает необходимость пропустить более трех учебных дней в модуль по причинам, не связанным с болезнью, родители должны заблаговременно принести заявление с обоснованной просьбой директору школы или направить на имя директора электронное письмо. После этого ученик получает у секретаря обходной лист, в который вносится согласие всех ведущих у него преподавателей, при необходимости сопровождаемое заданиями на время отсутствия или другими условиями. После возвращения обходной лист возвращается секретарю с отзывом классного руководителя.

52. Пропуск 50% занятий в триместре по любой причине влечет за собой неаттестацию по предмету в триместре. Для аттестации необходимо сдать все зачеты и выполнить дополнительные требования преподавателя.

53. Опаздывающие на уроки мешают и преподавателю, и ученикам и заслуживают общего осуждения.

54. Перед началом урока учитель отмечает отсутствующих. По усмотрению преподавателя к отсутствующим могут быть приравнены опоздавшие на урок на 15 минут и более. 

55. Если ученик и учитель договорились о дополнительных занятиях, в том числе на «нулевом» уроке или в выходной (на каникулах), и один из договорившихся не может на него прийти, он обязан предупредить об этом заранее.

56. Если ученик пропускает занятия из-за болезненного состояния и родители не прибегают к медицинской помощи, они обязаны предупредить классного руководителя и сообщить о болезненных симптомах, а после возвращения ученика в школу снабдить его объяснительной запиской на имя классного руководителя.

57. Непосещение учебных дней или уроков без такого объяснения, а также регулярные опоздания влекут за собой вызов в школу родителей для обсуждения сложившейся ситуации.



Перевод в следующий класс



58. Условием перевода ученика в следующий класс является получение положительных оценок по всем предметам по состоянию на 25 июня (это предполагает наличие всех зачетов и успешную сдачу внутренних и государственных экзаменов).

59. При неаттестации в году из-за пропусков занятий по уважительной причине перевод в следующий класс возможен только при условии успешной сдачи специально назначенных переводных экзаменов. Переводной экзамен может быть организован по любому предмету.

60. Перевод в следующий класс ученика, имеющего годовые неудовлетворительные оценки по предметам (а по требованию преподавателя — при наличии неудовлетворительной оценки в триместре), может произойти только при успешной сдаче переводного экзамена по предмету по материалу, изученному в году (триместре). В исключительных случаях разрешается условный перевод при условии пересдачи после летних каникул.

61. Июньский педсовет по предложению методического совета школы переводит учеников в следующий класс, а также принимает необходимые решения в отношении неуспевающих учеников.



Разрешение проблемных и конфликтных ситуаций



62. Ученики, учителя и родители должны приложить все усилия, для того, чтобы разъяснить возникающие недоразумения и взаимные претензии в неформальном порядке, вежливо и уважительно. При этом прежде всего о возникшем у филипповца недовольстве или недоумении должен узнать вызвавший его человек.

63. Посредниками в решении проблемных ситуаций, связанных с учёбой, должны выступить классные руководители и руководители соответствующих кафедр. При невозможности прийти к согласию проблемная ситуация разбирается в присутствии директора.

64. Основным органом для обсуждения принципиальных для школы проблемных и конфликтных ситуаций, связанных с учебой, является методический совет. Как правило, заседания методического совета открыты для всех преподавателей ФШ.

В зависимости от обсуждаемых вопросов, в работе методического совета могут присутствовать заинтересованные ученики или делегаты от заинтересованных классов, а также родители. Ученики и родители могут также инициировать созыв методического совета, обратившись к директору как его председателю.



Last modified: Пятница, 13 Октябрь 2017, 12:23