Лента Текущих Новостей

Боль. Евгений Владимирович Маркелов умер

 
 
Изображение пользователя *Евгений Генрихович Кабаков
Маркелов Е.В. Молодёжный отряд Соловецкого монастыря (1998-2005)
от *Евгений Генрихович Кабаков - Пятница, 10 Сентябрь 2010, 12:54
 

Маркелов Е.В

Молодёжный отряд Соловецкого монастыря (1998-2005)

1. О проблеме православного воспитания молодежи

В наше время, когда искушение так велико, проблема воспитания молодежи встает остро, как никогда. Все осознают ее. В обществе все время и все говорят о необходимости воспитания толерантности, политической корректности… Много новых слов накидали за последние 15 лет, часто не понимая, ни их происхождения, ни их значения. Каждый, получивший доступ к микрофону, точно знает, чего не хватает сегодняшним девчонкам и мальчишкам. Невольно вспоминаешь слова юмориста: « … В нашей стране каждый умеет учить и лечить…»

Между тем, не будет открытием, если сказать, что работа с детьми – это профессия. Педагогика – ремесло, технология, набор правил и умений, которому можно научить и научиться. Это относится к предметному преподаванию

Иное дело воспитание. Если хочешь здесь достичь успеха, помни евангельскую истину: спасайся сам, и все вокруг тебя спасутся

Воспитание всегда личное. Если оглянемся назад и вспомним, кто воспитал нас, всегда встанет ряд людей, которые своими словами, а больше делами передали какие-то нравственные качества. Если мы говорим о православном воспитании детей и подростков, нужно, чтобы они встретились с теми, для кого Православие – образ жизни. Нужно, чтобы они имели возможность прикоснуться к этой жизни, сами попробовали. Из этого мы и исходили в нашей концепции воспитания

2. Первые опыты Как интересно устроен человек!

Лишь приоткрылось ему чуть-чуть, лишь показалась полоска света, - уже учить хочется. Помню как-то, вскоре после крещения пришел в Храм и разговорился с бабушкой у свечного ящика. Не помню, что я говорил, но общий смысл сводился к тому, что очень людям помочь хочется. Она посмотрела на меня, как на душевнобольного и сказала: «Себе помоги!.. Об этом подумай»

Когда я спросил отца Георгия, чем могу я, учитель, помочь церкви, он благословил поехать с детьми к сестре Наталье Ковыневой в село Кленково Клинского района Московской области, которая одна восстанавливает храм иконы Богородицы Казанской. Так началась программа, продлившаяся 5 лет. Ребята своими глазами увидели, как много может человек. Помогали многие, но Храм из руин поднял один человек – сестра Наталья, а после ее ухода в Почаев – ее брат Александр

Немного мы могли помочь этим людям – мусор разгрести, покрасить полы и решетки, провести парковые работы. Школьники приезжали в Кленково отдыхать, хотя работа была тяжелая. Они обнаружили, что не устаешь от этого труда, но радуешься. И эта радость была новым ощущением

В 1990-е годы интерес к православию вырос в детской среде. Ребята хотели видеть святыни государства. Помню наши поездки во Владимир, Суздаль, Ферапонтово, Кириллов, Новгород, другие русские города и монастыри. Мне доводилось и раньше возить детские группы по этим местам. Характер поездок стал меняться. Если раньше мы ездили смотреть шедевры архитектуры, памятники истории, то теперь вектор интересов изменился. Места-то были те же, да интерес другой. Они просили рассказать о подвигах духовных. И когда возникла идея поехать на Соловки, приняли ее с восторгом

На Соловках я впервые побывал в 1978 году. Тогда потрясала мощь сооружений крепости, величие руин храмов, железная звезда на колокольне, каналы, Секирка…, словом все, чем потрясают Соловки туристов. Но все это померкло перед тем, что мы увидели в 1998. Китеж- град, поднимающийся со дна моря… Но самое главное - Соловки ожили

На острова вернулся хозяин. Появление братии в монастыре – вот главное чудо. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь – главный хозяин островов на Белом море. Много вокруг этого страстей и страстишек, но понимает это, сознательно или подсознательно, каждый, во всяком случае, каждый, кто побывал на Соловках. Собственно от этого и страсти. Дети – лучший барометр. Они сказали: «Давайте будем помогать монастырю»

Наместник монастыря, отец Иосиф благословил молодежный отряд «безбрадых трудников». Так появились мы. Последние 7 лет приезжаем мы в монастырь. Многие выросли. Стали студентами ведущих вузов Москвы. Кое-кто уже окончили их и стали специалистами. Но один раз в году летом, в июле они приезжают на далекий остров на Белом море, чтобы потрудиться по мере сил в монастырском хозяйстве

3. Дорога к храму – дорога к себе

Многие годы наблюдаю я с удивлением это явление. Ребята, говорящие на нескольких языках, студенты и классные специалисты с удовольствием вместе со школьниками занимаются тяжелой и грязной работой. Пильщики дров и чистильщики коровника с завистью смотрят на тех, кто по колено в воде чистят канал и все вместе с нетерпением ждут сенокоса, когда работать приходится сутками – сено вывозят даже ночью

Некоторые из наших ребят приезжают… из Парижа, чтобы поучаствовать в сенокосе. Чем тяжелее работа, тем больше желающих ее сделать. Но так было не всегда и не сразу

В 1999 году наш главный наставник – отец Герасим поручил нам очистить Сельдяные ворота и вымостить дорогу к ним внутри монастыря

Работа оказалась нелегкой для девчонок. Ребят в этот год было меньше

Да и они начинали постанывать. Даже взрослым в глубине души думалось, а не лучше ли полдюжины здоровых мужиков. Сделают быстрее, качество будет выше, затраты меньше

Отец Герасим все поставил на место. Всегда с улыбкой. Он был серьезен в этот раз. «Дорога, которую вы делали, нужна вам больше всего

Было трудно, но вы преодолели себя и начали строить свою дорогу к храму». Все как-то разом легло на свои места. Правда вот в чем – мы дорогу к храму строили. Главное все время что-то оставлять после себя. В прошлый год приезжали смотреть, а нынче вместе работали. Отец Герасим чуть улыбается… «А вот когда вы приедете вместе помолиться…» 4. От созерцания к общим трудам

По – разному относились к нам многочисленные знакомые, которых на Соловках встречаешь больше чем в Москве. Одна из самых распространенных позиций: «монахи вас тут пахать заставили, а сами только молятся в храме» вызывала только улыбку у наших. Так может сказать только наивный невежда. Во-первых, все знают, что братия работает много. «Работать как отец Елисей, как отец Яков, как отец Герасим» - так ставили себе сверхзадачу наши ребята. Казалось, отцы железные. Отец Елисей – не богатырь сложением, легко поднимает камень, который мы вчетвером на ломах едва двигали. Во-вторых, с тех пор, как наши стали ходить на братский молебен, на всенощную, все понимают – труд молитвы тяжелее труда физического

Эта ориентация на труд монашеский неминуемо ведет к духовному строительству. Здесь учительская работа кончается. Каждый сам строит себя

5. От общих трудов - к общей молитве

Православное воспитание. Я не знаю, каков результат работы нашего небольшого отряда за 7 лет

Формальные показатели снять можно. Прошло через него около 100 человек. Сложилось ядро, которое ездит на Соловки, теперь уже без меня

У них свои отношения с Соловками и с братией. Они и зимой сюда прилетают. Все крестились, большинство регулярно причащается, живет церковной жизнью

Летом 2005 года среди трудников монастыря встретил юношу, который дважды ездил с нами, но никогда не учился у меня в школе. Он приехал на несколько месяцев в монастырь, чтобы самому в себе разобраться

Известно, истины открываются тем, кто ищет. Немного мы, учителя можем сделать для наших учеников – стимулировать их к поиску. Тогда и бороться с искушениями легче будет, и не придется мудреных слов выдумывать